Официальный сайт первого в России, странах СНГ и Балтии просветительного журнала "Вместе против рака", посвящённого проблемам профилактики, диагностики, лечения онкологических заболеваний и реабилитации онкобольных

мир жив добротой и надеждой

Что допустимо в рекламе лекарств, медицинских изделий и услуг.

27
Май
2017

И.И. Василенкова

От редакции. В первом номере нашего журнала за этот год мы опубликовали решение комиссии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), созданной для рассмотрения вопроса о «Витуриде». Комиссия, сформированная отделом контроля рекламного законодательства МАП России, в соответствии с предоставленными законом полномочиями признала «ненадлежащей, распространенную в средствах массовой информации рекламу незарегистрированного препарата «Витурид» и медицинских услуг Центра Тамары Воробьевой (ООО «Витурид плюс»)…, предписала ООО «Витурид-плюс» и СМИ, разместившим рекламу «Витурида», прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а также направило материалы на рассмотрение в Минздрав России и Генеральную прокуратуру России.

Ситуация с «Витуридом» – это частный случай недобросовестного рекламирования. В жизни подобные ситуации встречаются, к сожалению, достаточно часто. Чтобы наши читатели могли ориентироваться в этом вопросе, мы попросили начальника отдела контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы Ирину Ивановну Василенкову рассказать что допустимо и что запрещено законом в рекламе лекарств, медицинских изделий и услуг.

**

Развитие рыночных отношений невозможно без рекламы как способа продвижения товаров, работ и услуг. Предоставляя хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, государство не может стоять в стороне от правового регулирования рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, поскольку это чревато серьезными негативными последствиями для здоровья и жизни граждан.

В целях защиты потребителей от недобросовестной рекламы законодательство Российской Федерации о рекламе устанавливает определенные требования к рекламе данных товаров и услуг.

Так, реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

 

Требования к рекламе лекарственных средств дополняются Федеральным законом «О лекарственных средствах»:
  • независимо от формы содержания рекламы, она должна соответствовать объективной информации о фармакологических свойствах лекарственных средств, полученной в ходе их клинических исследований, а также требованиям государственного информационного стандарта;
  • реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;
  • реклама не должна подрывать репутацию предприятий - производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств;
  • при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;
  • реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;
  • реклама не должна содержать утверждений о том, что излечение в результате действия лекарственного средства гарантировано.

Помимо специальных требований реклама медицинских товаров и услуг должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе любых товаров и услуг, то есть должна быть достоверной, этичной, не вводить в заблуждение. Содержание данных требований раскрывается в Федеральном законе «О рекламе».

Рынок лекарственных препаратов и медицинских услуг активно развивается. Практически все средства массовой информации рекламируют медицинские товары и услуги. Доля рекламы этих товаров и услуг в общем объеме рекламы постоянно увеличивается. Все это приводит к тому, что потребитель становится незащищенным перед растущим валом рекламной информации.

В то время как реклама медицинских товаров и услуг должна являться продолжением принципов государственной политики, утверждающей приоритет государственного контроля качества, эффективности и безопасности, недобросовестные рекламодатели нередко осуществляют рекламу без соблюдения правовых и этических требований безопасности, заложенных в законодательстве Российской Федерации.

Основную массу нарушений составляет невыполнение рекламораспространителями требований к порядку размещения рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача. В нарушение законодательного запрета реклама рецептурных препаратов появляется не только в печатных средствах массовой информации, не предназначенных непосредственно медицинским и фармацевтическим работникам, но допускается в программах телевизионных компаний, в сети Интернет. Между тем, воздействие рекламной информации на потребителей может иметь своим результатом использование лекарств не по назначению, что способно причинить вред здоровью людей.

В ряде случаев производители лекарств прибегают к недопустимым методам в рекламе, указывая показания к применению своих товаров, которые не были подтверждены клиническими испытаниями.

Другой разновидностью недостоверной рекламы является реклама биологически активных добавок, когда рекламодатель рекламирует производимый им препарат как способный излечить те или иные заболевания. Такие сведения не соответствуют действительности, поскольку данные препараты не являются лекарственными средствами.

Государственный контроль соблюдения рекламного законодательства осуществляет федеральный антимонопольный орган. В настоящее время эти контрольные и надзорные функции возложены на Федеральную антимонопольную службу, в структуру которой входят территориальные управления, находящиеся в субъектах Российской Федерации.

В полномочия антимонопольных органов входит право:
  • предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  • направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства, решения об осуществлении контррекламы;
  • направлять материалы о нарушениях рекламного законодательства в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
  • направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы;
  • предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением законодательства о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
Кроме того, антимонопольные органы вправе:
  • требовать у субъектов рекламной деятельности (рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) документы и информацию, необходимые для осуществления контрольных функций;
  • приостановить ненадлежащую рекламу в случае не исполнения нарушителем предписанной обязанности распространить контррекламу.
  • сотрудники антимонопольного органа имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Это типичные нормы административного права, главным образом регулирующие административные правоотношения в связи с предотвращением и пресечением ненадлежащей рекламы.

Реализуя полномочия по пресечению фактов недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращению и пресечению ненадлежащей рекламы, антимонопольные органы в пределах своей компетенции издают и направляют хозяйствующим субъектам различные юридические акты, обязательные для исполнения:

  • решения, устанавливающие факт нарушения рекламного законодательства, в рамках которого могут приниматься решения о применении в соответствии с полномочиями мер воздействия на нарушителя;
  • предписания о прекращении нарушений рекламного законодательства, представляющее собой обязательное для исполнения письменное требование антимонопольного органа прекратить нарушение закона;
  • решения об осуществлении контррекламы, обязывающие распространить контррекламу в установленный срок;
  • решения о полном или частичном приостановлении любой рекламы нарушителя.

Эти акты, применяя норму права, являются мерой пресечения нарушений рекламного законодательства и выносятся по конкретному делу. Они налагают обязанности и служат юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

С помощью их осуществляется защита публичных интересов, они относятся к средствам антимонопольного реагирования и являются мерами административного воздействия на нарушителей, в них оценивается правомерность действий или бездействия нарушителей.

В зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы распределяется ответственность между субъектами рекламной деятельности. Так, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства и подготовки рекламы, рекламораспространитель - в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, а рекламодатель – в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение рекламного законодательства и невыполнение предписаний антимонопольных органов. Дела об административных правонарушениях рекламного законодательства рассматривает руководитель (его заместители) антимонопольного органа.

Антимонопольные органы наделены также полномочиями издавать ведомственные нормативные акты, которые могут входить в состав рекламного законодательства при условии их соответствия положениям Федерального закона «О рекламе».

К таким нормативным актам относится «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», который определяет процедуру принятия обязательных для исполнения решений и предписаний антимонопольных органов, определяет порядок и сроки возбуждения дел по признакам нарушения рекламного законодательства, а также подготовку их к рассмотрению на заседании Комиссии.

Основанием для рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе является не само правонарушение, а лишь признаки его совершения. Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваются антимонопольным органом по заявлениям юридических и физических лиц, чьи права и законные интересы нарушены распространенной рекламой, а также по собственной инициативе.

Заявления представляются в антимонопольные органы в письменной форме. В заявлении в обязательном порядке должны содержаться сведения:

  • наименование заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество);
  • место нахождения заявителя (для физических лиц - место жительства);
  • наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;
  • описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе;
  • существо требований.

При отсутствии указанных сведений заявление к рассмотрению не принимается. К заявлению могут быть приложены дополнительные сведения: материалы, документы в подлинниках или надлежаще заверенных копиях, а также вещественные доказательства (в том числе видео- и звукозаписи), свидетельствующие о признаках нарушения законодательства о рекламе.

При недостаточности или отсутствии дополнительных сведений, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе, они могут быть затребованы у заявителя, а также у рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя.

Для рассмотрения каждого конкретного дела образуется персональная Комиссия, в состав которой включаются специалисты антимонопольного органа. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов.

Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваются в присутствии заявителя, рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, в отношении которых возбуждено данное дело, или их доверенных представителей, а также с участием заинтересованных лиц, на объем прав и обязанностей которых может повлиять решение Комиссии.

Стадия рассмотрения дела по существу завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, и выводы, к которым приходит Комиссия. На основании мотивированного решения Комиссия выдает предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе и (или) решение об осуществлении контррекламы, в которых содержатся указания на срок исполнения, а также на порядок обжалования.

Предписание или решение исполняется лицом, обязанным совершить определенные действия, добровольно и в установленный срок. Предписание в данном случае является способом пресечения распространения рекламы, нарушающей действующее законодательство. Контрреклама служит для ликвидации последствий, вызванных ненадлежащей рекламой.

Яндекс.Метрика
Год
Номер журнала
Название статьи
Автор
Ключевые слова

Valid XHTML 1.0 Transitional Правильный CSS!

Rambler's Top100

 

alt

Сайт создан и поддерживается группой профилактики канцерогенных воздействий РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН в рамках федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011гг)"
Все права защищены и охранются законом.
При использовании материаллов указание источника и ссылка на http://www.vmpr.ru обязательны